Облако тегов:

2е блюдо (1) альбом (14) анимация (1) биссероплетение (10) блокнот (3) браузер (2) бумага (13) видео (1) вирус (1) витражи (1) выпечка (1) вязание (43) гадание (3) глина (1) декор (2) делаем (4) диски (2) е-версии (1) журналы/газеты (1) закон РФ (2) запуск (1) зубочистки (1) интересно (1) картинки (1) квиллинг (4) квилтинг (4) классно (13) команды (1) композиция (1) конвертор (2) коробочка (17) кружево (1) крючок (7) кукла (3) кулинария (1) кусудама (3) лепим (1) литература (1) лого (1) манга (1) мультиварка (2) нитка (1) новый год (2) носки (17) обучение (1) оптимизация (1) оригами (2) основы (4) открытка (13) папье-маше (1) ПД (2) пейзаж (1) переплет (2) перплет (2) платье (1) плетение (1) ПО (4) поделка (7) поделки (5) принтер (1) программирование (3) Р/м (1) рельеф (1) салаты (1) сингл (1) скачать (2) скорость интернета (1) спицехранилище (1) ссылки (1) сумка (7) тапочки (10) терминал (2) хлеб (1) холодный фарфор (2) цветок (2) цветы (7) шитьё (5) шрифт (1) шрифты (1) шьем (2) эволюция (1) autoit (1) bat (1) BellyDance (1) CD (4) scrapbooking (48) ubuntu (5) unix (1) windows (1)

1 марта 2015 г.

А.А.Поляков. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(c) А.А.Поляков. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сейчас ясно, что мы обречены жить в ”цифровом” мире и формировать информационное общество. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современного общества и перехода к информационному является смена труда и его результатов подавляющей частью занятого населения, т.к. ими становятся информационные ресурсы и научные знания. В этих условиях система образования должна принципиально изменить методологическую и мировоззренческую составляющие. Методология должна органично включить организацию учебного процесса не как передачу и усвоение знаний, а как обучение приемам нахождения информации и знаний, т.е. осуществить переход к образованию через всю жизнь. Мировоззренческая составляющая на основе решения взаимоувязанных проблем: синтеза знаний по информационным технологиям; позиционирования фундаментального значения информационных технологий в современной науке; формирования подходов по сглаживанию социальных последствий информатизации общества; выработки концептуальных подходов по социальной адаптации к жизни в информационном обществе сообществ людей и различных социальных групп, выработке стратегии развития цивилизации и отдельных сообществ без катастрофически увеличивающегося цифрового разрыва между отдельными группами государств и слоями населения позволит разработать стратегию создания нового образования.


Традиционное образование максимум в ближайшие десять лет практически полностью себя исчерпает. Бурное развитие телекоммуникационной составляющей информационных технологий делает доступным получение знаний в любом месте и в любое время. Технологический аспект организации подобного образовательного процесса решается достаточно успешно и в настоящее время (дистанционные формы обучения; открытые университеты и др.), а вот качество получаемых знаний, воспитательный аспект образования - вопросы, которые требуют тщательного изучения и выработки новых подходов.

Необходимо изменить содержание и методологию учебного процесса таким образом, чтобы для всех направлений подготовки специалистов - гуманитарное, естественнонаучное, медицинское, архитектурно-строительное и др. – было осуществлено изучение фундаментальных законов природы и общества в первые два года обучения. При этом речь не должна идти только о введении в учебные программы все новых и новых отдельных учебных дисциплин, например, таких как геополитика, глобалистика, теоретическая и социальная информатика, а о создании принципиально новых направлений подготовки специалистов, принципиально новых фундаментальных дисциплин, ориентированных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания. Прежде всего необходим системный уровень познания самого информационного мира, ломающего многие представления, диктующего совершенно другой ритм жизни и процессов происходящих в нем.

Практический вывод из вышесказанного, на наш взгляд, очевиден:
необходима гибкая система образования, которая сопровождает человека с момента его рождения и до конца жизни. В ряде своих работ Колин К. К. использует термин “опережающее образование”. Нам представляется, что подобное определение применимо именно к тем принципиально новым фундаментальным дисциплинам, в которых сформированы долговременные методологические и мировоззренческие системные принципы познания окружающего информационного мира, для образования, адаптирующего человека к реальной жизни. Большее значение имеет способность системы образования отслеживать социальные последствия использования все большего количества информационных технологий в повседневной жизни и обеспечивать регулирующую функцию в данном вопросе. Необходимо отметить, что регулирующая функция более важна, прежде всего, для экономически развитых стран. Социологические исследования в высокотехнологических отраслях промышленности показывают, что не более 3% работающих в этом секторе способны самостоятельно воспринимать появляющиеся новые информационные технологии, с остальными необходимо проводить дополнительное обучение.


Решение сформулированной задачи имеет целый ряд аспектов, в частности, один из них - интеграция мировых и российских достижений в области описаний образовательных ресурсов, которая позволит, с одной стороны, сохранить российские традиции, а с другой, обеспечить вхождение российской системы образования в мировое образовательное пространство.


Именно эффективное использование новых дидактических и информационных возможностей обеспечивает необходимое качество ресурса. В первую очередь, речь идет о реализации разветвленной и многоуровневой навигации по материалам ресурса и богатого справочного аппарата. Правильная реализация этих двух составляющих, наряду, конечно, с качеством изложения самого материала и актуальностью тематики, определит степень его использования в учебном процессе.

Продвижение любого учебного курса или ресурса всегда начинается с очень важного шага – его описания. Образовательные ресурсы создаются с использованием разнообразных технологических средств, материалы могут находиться в самых разнообразных форматах. Поэтому, если не подготовить дополнительную информацию о ресурсе, то трудно рассчитывать, что его найдут в большом информационном пространстве. Известно, что 51% информации теряется из-за того, что индексатор не ввел нужный термин, знак, индекс поиска.

И здесь возникает еще одна проблема. Информационная среда как единое целое может существовать только тогда, когда ее компоненты «говорят» на одном языке. Для этих целей существует широкий спектр протоколов, стандартов и спецификаций. Причем уровней такого взаимодействия достаточно много. На нижних уровнях стоят технологические форматы обмена данными, обеспечивающие передачу и прием пакетов информации. Выше находятся форматы обмена содержательной информацией – web -страницами, файлами и т.д. На вершине этой пирамиды находятся форматы обмена информацией, настроенные на конкретные предметные области. И на каждом уровне присутствуют свои соглашения, обеспечивающие взаимопонимание информационных систем. Задача в общей постановке состоит в необходимости перевести образовательный процесс в распределенную информационную среду, в максимальной степени воспользовавшись преимуществами информационных технологий, сохранив, при этом, имеющийся положительный опыт и тщательно компенсируя недостатки свойственные чисто сетевым технологиям. Основной задачей на этом уровне становится обеспечение целостности образовательной информационной среды. Обеспечение единства образовательной среды требует разработки целого набора регулирующих норм, стандартов и корпоративных соглашений. Для решения этой проблемы необходим стандартизованный механизм обмена данными между участниками среды.


Параллельно должны быть проведены инвентаризация и систематизация образовательных ресурсов и повышена эффективность их использования за счет обмена и многократного использования. Особо отметим, что эти стандарты должны не только обеспечивать эффективность работы распределенной образовательной системы, но и соответствовать нормам и правилам, уже наработанным в российской образовательной среде, а также международным подходам к созданию, описанию, хранению и обмену образовательной информацией. Сейчас уже созданы мощные и эффективные средства реализации этих принципов, базирующиеся на использовании XML и Java. Использование этих достижений способно обеспечить решение перечисленных выше проблем, а также создать гибкую и эффективную структуру образовательной среды, включающей в себя: • концепцию отделения содержания от представления;

• принципы открытых стандартов , иерархические стандарты;

• принципы пакетирования информации;

• объектно-ориентированный подход;

• понятие образовательного объекта и метаописание учебного ресурса.

В перечне направлений подготовки специалистов Минобразованием сформировано направление “Информационные системы”, в рамках которого открыта экспериментальная специальность “Информационные технологии в образовании” 073700. На наш взгляд, работа над окончательным вариантом ГОС 0737700 во многом решит вопрос методологии включения и преподавания информационных технологий в систему образования, а также позволит разработать научно обоснованные принципы формирования технологической базы системы образования информационного общества. В частности уже сейчас понятно, что перечень и рекомендованное содержание дисциплин по специальности:

• информационные системы в управлении учебным процессом

• мультимедиа технологии в образовании

• дистанционные технологии в образовании

• мировые информационные образовательные ресурсы

• психолого-педагогические основы проектирования информационных систем в образовании

• проектирование информационных систем в образовании

должны быть переработаны и подчинены одной стратегии. На наш взгляд, cтратегическим направлением должно стать опережающее развитие блока дисциплин по ИТ-подготовке специалистов и, как следствие, обеспечение устойчивого развития общества.

ИТ – специалисты основной потенциал развития всех высоких и наукоемких технологий, новой научной индустрии основанной на знаниях. Особую роль здесь играют выпускники по ИТ-специальностям 654600 «Информатика и ВТ» и 654700 «Информационные системы», бакалавров 554400 «Информационные системы». Это разработчики и те, кто эксплуатируют ИТ и ИС. Впечатляет успех открытой 11 лет назад специальности 071900 «Информационные системы и технологии»: темпы развития, интерес молодежи, уровень подготовки, в ряде вузов равный мировому, работа по специальности на уровне 90% - 100

Сегодня очевидно, что конкурентоспособность любых отраслей промышленности, эксплуатации изделий и инфраструктуры прямо пропорциональны ее комплексной автоматизации на основе информационных технологий. Это касается и управления и проектирования и производства и эксплуатации. Качество, сокращение сроков, снижение себестоимости – везде основной вклад ИТ. Поэтому развитие блока ИТ-дисциплин должно опережать остальные разделы образования. Например, информатизация инженерного образования должна идти хотя бы на полшага впереди информатизации промышленности – и это сейчас возможно, что показывает опыт ведущих технических университетов, в частности, в решении одной из фундаментальных проблем информатизации инженерного образования: полной информатизация графической подготовки, как базовой. Поскольку ИТ- образование – это все виды моделирования, начиная от геометрического до функционального, сохранение и значительное развитие фундаментальной подготовки – важная сторона информатизации. Для этого необходимо перестроить преподавание ОПД (графику, математику, физику, механику и т.д.), углубив фундаментальную теоретическую подготовку и переведя всю практику, курсовые, дипломные работы на ИТ. Бесспорно, что для увеличения конкурентоспособности необходимо освоение лидирующих в мире ИТ продуктов (таких как MS -, Autodesk -технологии, ERP , APS и т.д.).

Для обеспечения формирования мировоззренческой составляющей в новой системе образования необходимо введение дисциплины подобно той, которую сформулировал в своих работах академик А.Д. Урсул, назвав ее социальной информатикой, если учесть при этом, что под информатикой он понимает науку о законах движения и освоении информации с помощью современных технических средств, а содержанием данной дисциплины считает изучение закономерностей и тенденций взаимодействия общества и информатики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий