Облако тегов:

2е блюдо (1) альбом (14) анимация (1) биссероплетение (10) блокнот (3) браузер (2) бумага (13) видео (1) вирус (1) витражи (1) выпечка (1) вязание (43) гадание (3) глина (1) декор (2) делаем (4) диски (2) е-версии (1) журналы/газеты (1) закон РФ (2) запуск (1) зубочистки (1) интересно (1) картинки (1) квиллинг (4) квилтинг (4) классно (13) команды (1) композиция (1) конвертор (2) коробочка (17) кружево (1) крючок (7) кукла (3) кулинария (1) кусудама (3) лепим (1) литература (1) лого (1) манга (1) мультиварка (2) нитка (1) новый год (2) носки (17) обучение (1) оптимизация (1) оригами (2) основы (4) открытка (13) папье-маше (1) ПД (2) пейзаж (1) переплет (2) перплет (2) платье (1) плетение (1) ПО (4) поделка (7) поделки (5) принтер (1) программирование (3) Р/м (1) рельеф (1) салаты (1) сингл (1) скачать (2) скорость интернета (1) спицехранилище (1) ссылки (1) сумка (7) тапочки (10) терминал (2) хлеб (1) холодный фарфор (2) цветок (2) цветы (7) шитьё (5) шрифт (1) шрифты (1) шьем (2) эволюция (1) autoit (1) bat (1) BellyDance (1) CD (4) scrapbooking (48) ubuntu (5) unix (1) windows (1)

1 марта 2015 г.

А.А.Карачев, Т.Н.Носкова. О РОЛИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ

(c) А.А.Карачев, Т.Н.Носкова. О РОЛИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ


Два года назад Министерство образования РФ в порядке эксперимента начало подготовку инженеров по специальности «Информационные технологии в образовании». В 2004/05 учебном году подготовка по этой специальности осуществляется только в 5 вузах РФ. Это говорит о том, что имеет место недопонимание роли специалистов по информационным технологиям в системе общего, среднего и высшего образования.

В марте 2004 года МО РФ утвердило Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования и Федеральный базисный учебный план. Эти документы предусматривают введение в основной школе предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» и увеличение учебного времени, выделяемого на предмет, более чем в два раза по сравнению с предметом «Информатика», изучаемом в школе в настоящее время. Прогнозируется значительное увеличение часов на изучение информационных технологий в школах с профильным обучением. Многие школы пытаются усилить подготовку учащихся в области информационных технологий за счет часов школьно-регионального компонента. Продолжается активная компьютеризация школ и их подключение к системе Интернет. Все эти процессы уже в настоящее время вызывают резкий рост потребности общеобразовательных учреждений в специалистах в области информационных технологий.

Аналогичная картина имеет место и в высшей школе. В качестве примера можно привести тот факт, что в новые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по педагогическим специальностям введена дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», что потребует расширения компьютерных лабораторий и увеличение технического персонала для их обслуживания и подготовки соответствующих педагогических кадров.


Остро стоит в высшей школе проблема с квалифицированными преподавателями, которые могли бы на современном уровне обеспечить преподавание дисциплин предметной подготовки и специализации по информационным технологиям.

Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод, что система образования катастрофически опаздывает с подготовкой кадров по информационным технологиям для общего, среднего и высшего образования.

Отмеченная проблема усугубляется еще и тем, что специалисты в области информационных технологий востребованы в коммерческих структурах и на промышленных предприятиях, где их зарплата почти на порядок выше, чем в сфере образования. Поэтому можно ожидать усиления оттока молодых специалистов по информационных технологиям из сферы образования.

В этой связи, на наш взгляд, следует резко расширить подготовку на базе педагогических вузов инженеров по специальности «Информационные технологии в образовании», усилив педагогическую составляющую их подготовки. Экспериментальная работа вузов по подготовке инженеров специальности "Информационные технологии в образовании" должна базироваться на перспективной модели специалиста, основанной на социальном заказе, учитывающем цели и задачи профессиональной сферы деятельности.

Кроме работы в общеобразовательной школе, новые специалисты могут найти широкое применение в начальной, средней и высшей профессиональной школе. В довузовском профессиональном образовании инженеры новой специальности могут занимать должности заместителей директора по информационным технологиям. Но если специфика общеобразовательной школы в большей мере требует знания психологических и возрастных особенностей учащихся для грамотного построения информационно-образовательного пространства школы, включения информационных технологий во все сферы деятельности образовательного учреждения, то в учреждениях начального и среднего профессионального образования акцент смещается в сторону задач профессиональной подготовки, осуществляемой с учетом специфики новых информационных средств и технологий.

Высшая профессиональная школа предъявляет к специалистам в области информационных технологий несколько иные требования.


Современное информационно-образовательное пространство вуза уже сегодня включает новые модели учебного процесса на базе интернет-технологий с удаленным доступом к образовательным ресурсам, организацию дистанционного обучения, систем порталов и сайтов, технологий сетевого взаимодействия (семинаров замедленного действия, форумов, учебных чатов) и т.п. Большое значение для высшей профессиональной школы играет система организации научной работ, культурных инициатив с российскими и зарубежными партнерами, которые сегодня могут быть организованы средствами информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, в построении образовательного процесса вуза спектр задач, которые предстоит решать новым специалистам, может быть существенно расширен, по сравнению с задачами, решаемыми в общеобразовательной школе и системе начального и среднего профессионального образования.


Важной проблемой, которую предстоит решать специалистам по информационным технологиям в образовании, является разработка и создание перспективных электронных образовательных ресурсов различного типа: сетевых ресурсов (дистанционные курсы, образовательные порталы, интернет-среды для различных групп пользователей), электронных учебников, мультимедиа программ, позволяющих широко внедрять игровые, художественные, креативные методы в обучение, интерактивных компьютерных систем для эффективного тренинга умений и навыков практически во всех сферах образовательной деятельности и т.п. Очевидно, что в создании таких электронных материалов необходимо тесное взаимодействие и взаимопонимание опытных педагогов-методистов и инженеров в области информационных технологий, которые должны осуществлять совместную деятельность по проектированию, реализации и экспериментальной апробации новых электронных образовательных ресурсов, технологий.


Очевидно, что особые сложности в области профессиональной подготовки новых специалистов лежат в плоскости сопряжения их знаний и умений в инженерной сфере деятельности и психолого-педагогической, гуманитарной подготовленности, что является весьма нетривиальной задачей. Можно утверждать, что в проводимом эксперименте ставиться задача подготовки высококвалифицированных инженеров с качественной гуманитарной подготовкой, которая должна осуществляться интенсивными методами в рамках стандартной образовательной программы.

Психолого-педагогические основы конструирования перспективных педагогических технологий базируются на интегративных знаниях различных разделов педагогики и психологии.


Будущим специалистам необходимо продуктивно овладеть основами дидактики (средней и высшей школы), педагогической и возрастной психологии, современной коммуникативистики, теории воспитания и социализации, ориентироваться в других областях психолого-педагогического знания (педагогического конструирования, управления школой, психологии общения). Спецификой этой части подготовки новых специалистов является необходимость преподавания этих дисциплин не в логике педагогического образования, а в логике образования инженерного, трансформируя и интегрируя знания указанных областей для продуктивного решения задач построения новых информационных технологий.


В процессе психолого-педагогической подготовки нового класса инженеров, кроме их овладения понятийным аппаратом психолого-педагогической науки, необходимо развивать у них осознание приоритета целей и задач образовательной деятельности, перед решениями инженерно-технического плана, с позиции "не навреди" - здоровью, развитию, становлению личности подрастающих поколений, которые еще не осознают в полной мере всех сложных аспектов взаимодействия с реальным и виртуальным миром. Важным качеством новых специалистов, которое должно формироваться в процессе профессиональной подготовки, является умение работать в одной команде с педагогами, принимая совместные цели и работая на их достижение, осуществляя творческий поиск, находя вариативные подходы, участвуя в педагогическом эксперименте и адаптации информационных технологий для конкретных категорий учащихся.


В подготовке специалистов по информационным технологиям, кроме качественной психолого-педагогической подготовки, необходимо решать также целый ряд задач, связанных с развитием их общей культуры, коммуникативной компетентности, что является важным фактором успешной профессионализации, предстоящего включения в коллективы специалистов с гуманитарным образованием.


Кроме того, удержать специалиста по информационным технологиям в образовательном учреждении, на наш взгляд, можно только в том случае, если он будет привлечен к учебному процессу в качестве педагога, и у него появятся конкретные перспективы научного роста (аспирантура, доцентура и т.п.).

Решить поставленные задачи в процессе подготовки специалистов по "Информационным технологиям в образовании" можно, если перед вузами будет более точно поставлена задача педагогического эксперимента и очерчена права по модернизации учебных планов для отработки нового содержания ГОС ВПО по обсуждаемой специальности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий