(c) А.А.Поляков. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сейчас ясно, что мы обречены жить в ”цифровом” мире и формировать информационное общество. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современного общества и перехода к информационному является смена труда и его результатов подавляющей частью занятого населения, т.к. ими становятся информационные ресурсы и научные знания. В этих условиях система образования должна принципиально изменить методологическую и мировоззренческую составляющие. Методология должна органично включить организацию учебного процесса не как передачу и усвоение знаний, а как обучение приемам нахождения информации и знаний, т.е. осуществить переход к образованию через всю жизнь. Мировоззренческая составляющая на основе решения взаимоувязанных проблем: синтеза знаний по информационным технологиям; позиционирования фундаментального значения информационных технологий в современной науке; формирования подходов по сглаживанию социальных последствий информатизации общества; выработки концептуальных подходов по социальной адаптации к жизни в информационном обществе сообществ людей и различных социальных групп, выработке стратегии развития цивилизации и отдельных сообществ без катастрофически увеличивающегося цифрового разрыва между отдельными группами государств и слоями населения позволит разработать стратегию создания нового образования.
Традиционное образование максимум в ближайшие десять лет практически полностью себя исчерпает. Бурное развитие телекоммуникационной составляющей информационных технологий делает доступным получение знаний в любом месте и в любое время. Технологический аспект организации подобного образовательного процесса решается достаточно успешно и в настоящее время (дистанционные формы обучения; открытые университеты и др.), а вот качество получаемых знаний, воспитательный аспект образования - вопросы, которые требуют тщательного изучения и выработки новых подходов.
Необходимо изменить содержание и методологию учебного процесса таким образом, чтобы для всех направлений подготовки специалистов - гуманитарное, естественнонаучное, медицинское, архитектурно-строительное и др. – было осуществлено изучение фундаментальных законов природы и общества в первые два года обучения. При этом речь не должна идти только о введении в учебные программы все новых и новых отдельных учебных дисциплин, например, таких как геополитика, глобалистика, теоретическая и социальная информатика, а о создании принципиально новых направлений подготовки специалистов, принципиально новых фундаментальных дисциплин, ориентированных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания. Прежде всего необходим системный уровень познания самого информационного мира, ломающего многие представления, диктующего совершенно другой ритм жизни и процессов происходящих в нем.
Практический вывод из вышесказанного, на наш взгляд, очевиден:
необходима гибкая система образования, которая сопровождает человека с момента его рождения и до конца жизни. В ряде своих работ Колин К. К. использует термин “опережающее образование”. Нам представляется, что подобное определение применимо именно к тем принципиально новым фундаментальным дисциплинам, в которых сформированы долговременные методологические и мировоззренческие системные принципы познания окружающего информационного мира, для образования, адаптирующего человека к реальной жизни. Большее значение имеет способность системы образования отслеживать социальные последствия использования все большего количества информационных технологий в повседневной жизни и обеспечивать регулирующую функцию в данном вопросе. Необходимо отметить, что регулирующая функция более важна, прежде всего, для экономически развитых стран. Социологические исследования в высокотехнологических отраслях промышленности показывают, что не более 3% работающих в этом секторе способны самостоятельно воспринимать появляющиеся новые информационные технологии, с остальными необходимо проводить дополнительное обучение.
Решение сформулированной задачи имеет целый ряд аспектов, в частности, один из них - интеграция мировых и российских достижений в области описаний образовательных ресурсов, которая позволит, с одной стороны, сохранить российские традиции, а с другой, обеспечить вхождение российской системы образования в мировое образовательное пространство.
Именно эффективное использование новых дидактических и информационных возможностей обеспечивает необходимое качество ресурса. В первую очередь, речь идет о реализации разветвленной и многоуровневой навигации по материалам ресурса и богатого справочного аппарата. Правильная реализация этих двух составляющих, наряду, конечно, с качеством изложения самого материала и актуальностью тематики, определит степень его использования в учебном процессе.
Продвижение любого учебного курса или ресурса всегда начинается с очень важного шага – его описания. Образовательные ресурсы создаются с использованием разнообразных технологических средств, материалы могут находиться в самых разнообразных форматах. Поэтому, если не подготовить дополнительную информацию о ресурсе, то трудно рассчитывать, что его найдут в большом информационном пространстве. Известно, что 51% информации теряется из-за того, что индексатор не ввел нужный термин, знак, индекс поиска.
И здесь возникает еще одна проблема. Информационная среда как единое целое может существовать только тогда, когда ее компоненты «говорят» на одном языке. Для этих целей существует широкий спектр протоколов, стандартов и спецификаций. Причем уровней такого взаимодействия достаточно много. На нижних уровнях стоят технологические форматы обмена данными, обеспечивающие передачу и прием пакетов информации. Выше находятся форматы обмена содержательной информацией – web -страницами, файлами и т.д. На вершине этой пирамиды находятся форматы обмена информацией, настроенные на конкретные предметные области. И на каждом уровне присутствуют свои соглашения, обеспечивающие взаимопонимание информационных систем. Задача в общей постановке состоит в необходимости перевести образовательный процесс в распределенную информационную среду, в максимальной степени воспользовавшись преимуществами информационных технологий, сохранив, при этом, имеющийся положительный опыт и тщательно компенсируя недостатки свойственные чисто сетевым технологиям. Основной задачей на этом уровне становится обеспечение целостности образовательной информационной среды. Обеспечение единства образовательной среды требует разработки целого набора регулирующих норм, стандартов и корпоративных соглашений. Для решения этой проблемы необходим стандартизованный механизм обмена данными между участниками среды.
Параллельно должны быть проведены инвентаризация и систематизация образовательных ресурсов и повышена эффективность их использования за счет обмена и многократного использования. Особо отметим, что эти стандарты должны не только обеспечивать эффективность работы распределенной образовательной системы, но и соответствовать нормам и правилам, уже наработанным в российской образовательной среде, а также международным подходам к созданию, описанию, хранению и обмену образовательной информацией. Сейчас уже созданы мощные и эффективные средства реализации этих принципов, базирующиеся на использовании XML и Java. Использование этих достижений способно обеспечить решение перечисленных выше проблем, а также создать гибкую и эффективную структуру образовательной среды, включающей в себя: • концепцию отделения содержания от представления;
• принципы открытых стандартов , иерархические стандарты;
• принципы пакетирования информации;
• объектно-ориентированный подход;
• понятие образовательного объекта и метаописание учебного ресурса.
В перечне направлений подготовки специалистов Минобразованием сформировано направление “Информационные системы”, в рамках которого открыта экспериментальная специальность “Информационные технологии в образовании” 073700. На наш взгляд, работа над окончательным вариантом ГОС 0737700 во многом решит вопрос методологии включения и преподавания информационных технологий в систему образования, а также позволит разработать научно обоснованные принципы формирования технологической базы системы образования информационного общества. В частности уже сейчас понятно, что перечень и рекомендованное содержание дисциплин по специальности:
• информационные системы в управлении учебным процессом
• мультимедиа технологии в образовании
• дистанционные технологии в образовании
• мировые информационные образовательные ресурсы
• психолого-педагогические основы проектирования информационных систем в образовании
• проектирование информационных систем в образовании
должны быть переработаны и подчинены одной стратегии. На наш взгляд, cтратегическим направлением должно стать опережающее развитие блока дисциплин по ИТ-подготовке специалистов и, как следствие, обеспечение устойчивого развития общества.
ИТ – специалисты основной потенциал развития всех высоких и наукоемких технологий, новой научной индустрии основанной на знаниях. Особую роль здесь играют выпускники по ИТ-специальностям 654600 «Информатика и ВТ» и 654700 «Информационные системы», бакалавров 554400 «Информационные системы». Это разработчики и те, кто эксплуатируют ИТ и ИС. Впечатляет успех открытой 11 лет назад специальности 071900 «Информационные системы и технологии»: темпы развития, интерес молодежи, уровень подготовки, в ряде вузов равный мировому, работа по специальности на уровне 90% - 100
Сегодня очевидно, что конкурентоспособность любых отраслей промышленности, эксплуатации изделий и инфраструктуры прямо пропорциональны ее комплексной автоматизации на основе информационных технологий. Это касается и управления и проектирования и производства и эксплуатации. Качество, сокращение сроков, снижение себестоимости – везде основной вклад ИТ. Поэтому развитие блока ИТ-дисциплин должно опережать остальные разделы образования. Например, информатизация инженерного образования должна идти хотя бы на полшага впереди информатизации промышленности – и это сейчас возможно, что показывает опыт ведущих технических университетов, в частности, в решении одной из фундаментальных проблем информатизации инженерного образования: полной информатизация графической подготовки, как базовой. Поскольку ИТ- образование – это все виды моделирования, начиная от геометрического до функционального, сохранение и значительное развитие фундаментальной подготовки – важная сторона информатизации. Для этого необходимо перестроить преподавание ОПД (графику, математику, физику, механику и т.д.), углубив фундаментальную теоретическую подготовку и переведя всю практику, курсовые, дипломные работы на ИТ. Бесспорно, что для увеличения конкурентоспособности необходимо освоение лидирующих в мире ИТ продуктов (таких как MS -, Autodesk -технологии, ERP , APS и т.д.).
Для обеспечения формирования мировоззренческой составляющей в новой системе образования необходимо введение дисциплины подобно той, которую сформулировал в своих работах академик А.Д. Урсул, назвав ее социальной информатикой, если учесть при этом, что под информатикой он понимает науку о законах движения и освоении информации с помощью современных технических средств, а содержанием данной дисциплины считает изучение закономерностей и тенденций взаимодействия общества и информатики.
Сейчас ясно, что мы обречены жить в ”цифровом” мире и формировать информационное общество. Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современного общества и перехода к информационному является смена труда и его результатов подавляющей частью занятого населения, т.к. ими становятся информационные ресурсы и научные знания. В этих условиях система образования должна принципиально изменить методологическую и мировоззренческую составляющие. Методология должна органично включить организацию учебного процесса не как передачу и усвоение знаний, а как обучение приемам нахождения информации и знаний, т.е. осуществить переход к образованию через всю жизнь. Мировоззренческая составляющая на основе решения взаимоувязанных проблем: синтеза знаний по информационным технологиям; позиционирования фундаментального значения информационных технологий в современной науке; формирования подходов по сглаживанию социальных последствий информатизации общества; выработки концептуальных подходов по социальной адаптации к жизни в информационном обществе сообществ людей и различных социальных групп, выработке стратегии развития цивилизации и отдельных сообществ без катастрофически увеличивающегося цифрового разрыва между отдельными группами государств и слоями населения позволит разработать стратегию создания нового образования.
Традиционное образование максимум в ближайшие десять лет практически полностью себя исчерпает. Бурное развитие телекоммуникационной составляющей информационных технологий делает доступным получение знаний в любом месте и в любое время. Технологический аспект организации подобного образовательного процесса решается достаточно успешно и в настоящее время (дистанционные формы обучения; открытые университеты и др.), а вот качество получаемых знаний, воспитательный аспект образования - вопросы, которые требуют тщательного изучения и выработки новых подходов.
Необходимо изменить содержание и методологию учебного процесса таким образом, чтобы для всех направлений подготовки специалистов - гуманитарное, естественнонаучное, медицинское, архитектурно-строительное и др. – было осуществлено изучение фундаментальных законов природы и общества в первые два года обучения. При этом речь не должна идти только о введении в учебные программы все новых и новых отдельных учебных дисциплин, например, таких как геополитика, глобалистика, теоретическая и социальная информатика, а о создании принципиально новых направлений подготовки специалистов, принципиально новых фундаментальных дисциплин, ориентированных на формирование целостных современных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания. Прежде всего необходим системный уровень познания самого информационного мира, ломающего многие представления, диктующего совершенно другой ритм жизни и процессов происходящих в нем.
Практический вывод из вышесказанного, на наш взгляд, очевиден:
необходима гибкая система образования, которая сопровождает человека с момента его рождения и до конца жизни. В ряде своих работ Колин К. К. использует термин “опережающее образование”. Нам представляется, что подобное определение применимо именно к тем принципиально новым фундаментальным дисциплинам, в которых сформированы долговременные методологические и мировоззренческие системные принципы познания окружающего информационного мира, для образования, адаптирующего человека к реальной жизни. Большее значение имеет способность системы образования отслеживать социальные последствия использования все большего количества информационных технологий в повседневной жизни и обеспечивать регулирующую функцию в данном вопросе. Необходимо отметить, что регулирующая функция более важна, прежде всего, для экономически развитых стран. Социологические исследования в высокотехнологических отраслях промышленности показывают, что не более 3% работающих в этом секторе способны самостоятельно воспринимать появляющиеся новые информационные технологии, с остальными необходимо проводить дополнительное обучение.
Решение сформулированной задачи имеет целый ряд аспектов, в частности, один из них - интеграция мировых и российских достижений в области описаний образовательных ресурсов, которая позволит, с одной стороны, сохранить российские традиции, а с другой, обеспечить вхождение российской системы образования в мировое образовательное пространство.
Именно эффективное использование новых дидактических и информационных возможностей обеспечивает необходимое качество ресурса. В первую очередь, речь идет о реализации разветвленной и многоуровневой навигации по материалам ресурса и богатого справочного аппарата. Правильная реализация этих двух составляющих, наряду, конечно, с качеством изложения самого материала и актуальностью тематики, определит степень его использования в учебном процессе.
Продвижение любого учебного курса или ресурса всегда начинается с очень важного шага – его описания. Образовательные ресурсы создаются с использованием разнообразных технологических средств, материалы могут находиться в самых разнообразных форматах. Поэтому, если не подготовить дополнительную информацию о ресурсе, то трудно рассчитывать, что его найдут в большом информационном пространстве. Известно, что 51% информации теряется из-за того, что индексатор не ввел нужный термин, знак, индекс поиска.
И здесь возникает еще одна проблема. Информационная среда как единое целое может существовать только тогда, когда ее компоненты «говорят» на одном языке. Для этих целей существует широкий спектр протоколов, стандартов и спецификаций. Причем уровней такого взаимодействия достаточно много. На нижних уровнях стоят технологические форматы обмена данными, обеспечивающие передачу и прием пакетов информации. Выше находятся форматы обмена содержательной информацией – web -страницами, файлами и т.д. На вершине этой пирамиды находятся форматы обмена информацией, настроенные на конкретные предметные области. И на каждом уровне присутствуют свои соглашения, обеспечивающие взаимопонимание информационных систем. Задача в общей постановке состоит в необходимости перевести образовательный процесс в распределенную информационную среду, в максимальной степени воспользовавшись преимуществами информационных технологий, сохранив, при этом, имеющийся положительный опыт и тщательно компенсируя недостатки свойственные чисто сетевым технологиям. Основной задачей на этом уровне становится обеспечение целостности образовательной информационной среды. Обеспечение единства образовательной среды требует разработки целого набора регулирующих норм, стандартов и корпоративных соглашений. Для решения этой проблемы необходим стандартизованный механизм обмена данными между участниками среды.
Параллельно должны быть проведены инвентаризация и систематизация образовательных ресурсов и повышена эффективность их использования за счет обмена и многократного использования. Особо отметим, что эти стандарты должны не только обеспечивать эффективность работы распределенной образовательной системы, но и соответствовать нормам и правилам, уже наработанным в российской образовательной среде, а также международным подходам к созданию, описанию, хранению и обмену образовательной информацией. Сейчас уже созданы мощные и эффективные средства реализации этих принципов, базирующиеся на использовании XML и Java. Использование этих достижений способно обеспечить решение перечисленных выше проблем, а также создать гибкую и эффективную структуру образовательной среды, включающей в себя: • концепцию отделения содержания от представления;
• принципы открытых стандартов , иерархические стандарты;
• принципы пакетирования информации;
• объектно-ориентированный подход;
• понятие образовательного объекта и метаописание учебного ресурса.
В перечне направлений подготовки специалистов Минобразованием сформировано направление “Информационные системы”, в рамках которого открыта экспериментальная специальность “Информационные технологии в образовании” 073700. На наш взгляд, работа над окончательным вариантом ГОС 0737700 во многом решит вопрос методологии включения и преподавания информационных технологий в систему образования, а также позволит разработать научно обоснованные принципы формирования технологической базы системы образования информационного общества. В частности уже сейчас понятно, что перечень и рекомендованное содержание дисциплин по специальности:
• информационные системы в управлении учебным процессом
• мультимедиа технологии в образовании
• дистанционные технологии в образовании
• мировые информационные образовательные ресурсы
• психолого-педагогические основы проектирования информационных систем в образовании
• проектирование информационных систем в образовании
должны быть переработаны и подчинены одной стратегии. На наш взгляд, cтратегическим направлением должно стать опережающее развитие блока дисциплин по ИТ-подготовке специалистов и, как следствие, обеспечение устойчивого развития общества.
ИТ – специалисты основной потенциал развития всех высоких и наукоемких технологий, новой научной индустрии основанной на знаниях. Особую роль здесь играют выпускники по ИТ-специальностям 654600 «Информатика и ВТ» и 654700 «Информационные системы», бакалавров 554400 «Информационные системы». Это разработчики и те, кто эксплуатируют ИТ и ИС. Впечатляет успех открытой 11 лет назад специальности 071900 «Информационные системы и технологии»: темпы развития, интерес молодежи, уровень подготовки, в ряде вузов равный мировому, работа по специальности на уровне 90% - 100
Сегодня очевидно, что конкурентоспособность любых отраслей промышленности, эксплуатации изделий и инфраструктуры прямо пропорциональны ее комплексной автоматизации на основе информационных технологий. Это касается и управления и проектирования и производства и эксплуатации. Качество, сокращение сроков, снижение себестоимости – везде основной вклад ИТ. Поэтому развитие блока ИТ-дисциплин должно опережать остальные разделы образования. Например, информатизация инженерного образования должна идти хотя бы на полшага впереди информатизации промышленности – и это сейчас возможно, что показывает опыт ведущих технических университетов, в частности, в решении одной из фундаментальных проблем информатизации инженерного образования: полной информатизация графической подготовки, как базовой. Поскольку ИТ- образование – это все виды моделирования, начиная от геометрического до функционального, сохранение и значительное развитие фундаментальной подготовки – важная сторона информатизации. Для этого необходимо перестроить преподавание ОПД (графику, математику, физику, механику и т.д.), углубив фундаментальную теоретическую подготовку и переведя всю практику, курсовые, дипломные работы на ИТ. Бесспорно, что для увеличения конкурентоспособности необходимо освоение лидирующих в мире ИТ продуктов (таких как MS -, Autodesk -технологии, ERP , APS и т.д.).
Для обеспечения формирования мировоззренческой составляющей в новой системе образования необходимо введение дисциплины подобно той, которую сформулировал в своих работах академик А.Д. Урсул, назвав ее социальной информатикой, если учесть при этом, что под информатикой он понимает науку о законах движения и освоении информации с помощью современных технических средств, а содержанием данной дисциплины считает изучение закономерностей и тенденций взаимодействия общества и информатики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий