(c) А.А.Карачев, Т.Н.Носкова. О РОЛИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ
Два года назад Министерство образования РФ в порядке эксперимента начало подготовку инженеров по специальности «Информационные технологии в образовании». В 2004/05 учебном году подготовка по этой специальности осуществляется только в 5 вузах РФ. Это говорит о том, что имеет место недопонимание роли специалистов по информационным технологиям в системе общего, среднего и высшего образования.
В марте 2004 года МО РФ утвердило Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования и Федеральный базисный учебный план. Эти документы предусматривают введение в основной школе предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» и увеличение учебного времени, выделяемого на предмет, более чем в два раза по сравнению с предметом «Информатика», изучаемом в школе в настоящее время. Прогнозируется значительное увеличение часов на изучение информационных технологий в школах с профильным обучением. Многие школы пытаются усилить подготовку учащихся в области информационных технологий за счет часов школьно-регионального компонента. Продолжается активная компьютеризация школ и их подключение к системе Интернет. Все эти процессы уже в настоящее время вызывают резкий рост потребности общеобразовательных учреждений в специалистах в области информационных технологий.
Аналогичная картина имеет место и в высшей школе. В качестве примера можно привести тот факт, что в новые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по педагогическим специальностям введена дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», что потребует расширения компьютерных лабораторий и увеличение технического персонала для их обслуживания и подготовки соответствующих педагогических кадров.
Остро стоит в высшей школе проблема с квалифицированными преподавателями, которые могли бы на современном уровне обеспечить преподавание дисциплин предметной подготовки и специализации по информационным технологиям.
Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод, что система образования катастрофически опаздывает с подготовкой кадров по информационным технологиям для общего, среднего и высшего образования.
Отмеченная проблема усугубляется еще и тем, что специалисты в области информационных технологий востребованы в коммерческих структурах и на промышленных предприятиях, где их зарплата почти на порядок выше, чем в сфере образования. Поэтому можно ожидать усиления оттока молодых специалистов по информационных технологиям из сферы образования.
В этой связи, на наш взгляд, следует резко расширить подготовку на базе педагогических вузов инженеров по специальности «Информационные технологии в образовании», усилив педагогическую составляющую их подготовки. Экспериментальная работа вузов по подготовке инженеров специальности "Информационные технологии в образовании" должна базироваться на перспективной модели специалиста, основанной на социальном заказе, учитывающем цели и задачи профессиональной сферы деятельности.
Кроме работы в общеобразовательной школе, новые специалисты могут найти широкое применение в начальной, средней и высшей профессиональной школе. В довузовском профессиональном образовании инженеры новой специальности могут занимать должности заместителей директора по информационным технологиям. Но если специфика общеобразовательной школы в большей мере требует знания психологических и возрастных особенностей учащихся для грамотного построения информационно-образовательного пространства школы, включения информационных технологий во все сферы деятельности образовательного учреждения, то в учреждениях начального и среднего профессионального образования акцент смещается в сторону задач профессиональной подготовки, осуществляемой с учетом специфики новых информационных средств и технологий.
Высшая профессиональная школа предъявляет к специалистам в области информационных технологий несколько иные требования.
Современное информационно-образовательное пространство вуза уже сегодня включает новые модели учебного процесса на базе интернет-технологий с удаленным доступом к образовательным ресурсам, организацию дистанционного обучения, систем порталов и сайтов, технологий сетевого взаимодействия (семинаров замедленного действия, форумов, учебных чатов) и т.п. Большое значение для высшей профессиональной школы играет система организации научной работ, культурных инициатив с российскими и зарубежными партнерами, которые сегодня могут быть организованы средствами информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, в построении образовательного процесса вуза спектр задач, которые предстоит решать новым специалистам, может быть существенно расширен, по сравнению с задачами, решаемыми в общеобразовательной школе и системе начального и среднего профессионального образования.
Важной проблемой, которую предстоит решать специалистам по информационным технологиям в образовании, является разработка и создание перспективных электронных образовательных ресурсов различного типа: сетевых ресурсов (дистанционные курсы, образовательные порталы, интернет-среды для различных групп пользователей), электронных учебников, мультимедиа программ, позволяющих широко внедрять игровые, художественные, креативные методы в обучение, интерактивных компьютерных систем для эффективного тренинга умений и навыков практически во всех сферах образовательной деятельности и т.п. Очевидно, что в создании таких электронных материалов необходимо тесное взаимодействие и взаимопонимание опытных педагогов-методистов и инженеров в области информационных технологий, которые должны осуществлять совместную деятельность по проектированию, реализации и экспериментальной апробации новых электронных образовательных ресурсов, технологий.
Очевидно, что особые сложности в области профессиональной подготовки новых специалистов лежат в плоскости сопряжения их знаний и умений в инженерной сфере деятельности и психолого-педагогической, гуманитарной подготовленности, что является весьма нетривиальной задачей. Можно утверждать, что в проводимом эксперименте ставиться задача подготовки высококвалифицированных инженеров с качественной гуманитарной подготовкой, которая должна осуществляться интенсивными методами в рамках стандартной образовательной программы.
Психолого-педагогические основы конструирования перспективных педагогических технологий базируются на интегративных знаниях различных разделов педагогики и психологии.
Будущим специалистам необходимо продуктивно овладеть основами дидактики (средней и высшей школы), педагогической и возрастной психологии, современной коммуникативистики, теории воспитания и социализации, ориентироваться в других областях психолого-педагогического знания (педагогического конструирования, управления школой, психологии общения). Спецификой этой части подготовки новых специалистов является необходимость преподавания этих дисциплин не в логике педагогического образования, а в логике образования инженерного, трансформируя и интегрируя знания указанных областей для продуктивного решения задач построения новых информационных технологий.
В процессе психолого-педагогической подготовки нового класса инженеров, кроме их овладения понятийным аппаратом психолого-педагогической науки, необходимо развивать у них осознание приоритета целей и задач образовательной деятельности, перед решениями инженерно-технического плана, с позиции "не навреди" - здоровью, развитию, становлению личности подрастающих поколений, которые еще не осознают в полной мере всех сложных аспектов взаимодействия с реальным и виртуальным миром. Важным качеством новых специалистов, которое должно формироваться в процессе профессиональной подготовки, является умение работать в одной команде с педагогами, принимая совместные цели и работая на их достижение, осуществляя творческий поиск, находя вариативные подходы, участвуя в педагогическом эксперименте и адаптации информационных технологий для конкретных категорий учащихся.
В подготовке специалистов по информационным технологиям, кроме качественной психолого-педагогической подготовки, необходимо решать также целый ряд задач, связанных с развитием их общей культуры, коммуникативной компетентности, что является важным фактором успешной профессионализации, предстоящего включения в коллективы специалистов с гуманитарным образованием.
Кроме того, удержать специалиста по информационным технологиям в образовательном учреждении, на наш взгляд, можно только в том случае, если он будет привлечен к учебному процессу в качестве педагога, и у него появятся конкретные перспективы научного роста (аспирантура, доцентура и т.п.).
Решить поставленные задачи в процессе подготовки специалистов по "Информационным технологиям в образовании" можно, если перед вузами будет более точно поставлена задача педагогического эксперимента и очерчена права по модернизации учебных планов для отработки нового содержания ГОС ВПО по обсуждаемой специальности.
Два года назад Министерство образования РФ в порядке эксперимента начало подготовку инженеров по специальности «Информационные технологии в образовании». В 2004/05 учебном году подготовка по этой специальности осуществляется только в 5 вузах РФ. Это говорит о том, что имеет место недопонимание роли специалистов по информационным технологиям в системе общего, среднего и высшего образования.
В марте 2004 года МО РФ утвердило Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования и Федеральный базисный учебный план. Эти документы предусматривают введение в основной школе предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» и увеличение учебного времени, выделяемого на предмет, более чем в два раза по сравнению с предметом «Информатика», изучаемом в школе в настоящее время. Прогнозируется значительное увеличение часов на изучение информационных технологий в школах с профильным обучением. Многие школы пытаются усилить подготовку учащихся в области информационных технологий за счет часов школьно-регионального компонента. Продолжается активная компьютеризация школ и их подключение к системе Интернет. Все эти процессы уже в настоящее время вызывают резкий рост потребности общеобразовательных учреждений в специалистах в области информационных технологий.
Аналогичная картина имеет место и в высшей школе. В качестве примера можно привести тот факт, что в новые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по педагогическим специальностям введена дисциплина «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», что потребует расширения компьютерных лабораторий и увеличение технического персонала для их обслуживания и подготовки соответствующих педагогических кадров.
Остро стоит в высшей школе проблема с квалифицированными преподавателями, которые могли бы на современном уровне обеспечить преподавание дисциплин предметной подготовки и специализации по информационным технологиям.
Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод, что система образования катастрофически опаздывает с подготовкой кадров по информационным технологиям для общего, среднего и высшего образования.
Отмеченная проблема усугубляется еще и тем, что специалисты в области информационных технологий востребованы в коммерческих структурах и на промышленных предприятиях, где их зарплата почти на порядок выше, чем в сфере образования. Поэтому можно ожидать усиления оттока молодых специалистов по информационных технологиям из сферы образования.
В этой связи, на наш взгляд, следует резко расширить подготовку на базе педагогических вузов инженеров по специальности «Информационные технологии в образовании», усилив педагогическую составляющую их подготовки. Экспериментальная работа вузов по подготовке инженеров специальности "Информационные технологии в образовании" должна базироваться на перспективной модели специалиста, основанной на социальном заказе, учитывающем цели и задачи профессиональной сферы деятельности.
Кроме работы в общеобразовательной школе, новые специалисты могут найти широкое применение в начальной, средней и высшей профессиональной школе. В довузовском профессиональном образовании инженеры новой специальности могут занимать должности заместителей директора по информационным технологиям. Но если специфика общеобразовательной школы в большей мере требует знания психологических и возрастных особенностей учащихся для грамотного построения информационно-образовательного пространства школы, включения информационных технологий во все сферы деятельности образовательного учреждения, то в учреждениях начального и среднего профессионального образования акцент смещается в сторону задач профессиональной подготовки, осуществляемой с учетом специфики новых информационных средств и технологий.
Высшая профессиональная школа предъявляет к специалистам в области информационных технологий несколько иные требования.
Современное информационно-образовательное пространство вуза уже сегодня включает новые модели учебного процесса на базе интернет-технологий с удаленным доступом к образовательным ресурсам, организацию дистанционного обучения, систем порталов и сайтов, технологий сетевого взаимодействия (семинаров замедленного действия, форумов, учебных чатов) и т.п. Большое значение для высшей профессиональной школы играет система организации научной работ, культурных инициатив с российскими и зарубежными партнерами, которые сегодня могут быть организованы средствами информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, в построении образовательного процесса вуза спектр задач, которые предстоит решать новым специалистам, может быть существенно расширен, по сравнению с задачами, решаемыми в общеобразовательной школе и системе начального и среднего профессионального образования.
Важной проблемой, которую предстоит решать специалистам по информационным технологиям в образовании, является разработка и создание перспективных электронных образовательных ресурсов различного типа: сетевых ресурсов (дистанционные курсы, образовательные порталы, интернет-среды для различных групп пользователей), электронных учебников, мультимедиа программ, позволяющих широко внедрять игровые, художественные, креативные методы в обучение, интерактивных компьютерных систем для эффективного тренинга умений и навыков практически во всех сферах образовательной деятельности и т.п. Очевидно, что в создании таких электронных материалов необходимо тесное взаимодействие и взаимопонимание опытных педагогов-методистов и инженеров в области информационных технологий, которые должны осуществлять совместную деятельность по проектированию, реализации и экспериментальной апробации новых электронных образовательных ресурсов, технологий.
Очевидно, что особые сложности в области профессиональной подготовки новых специалистов лежат в плоскости сопряжения их знаний и умений в инженерной сфере деятельности и психолого-педагогической, гуманитарной подготовленности, что является весьма нетривиальной задачей. Можно утверждать, что в проводимом эксперименте ставиться задача подготовки высококвалифицированных инженеров с качественной гуманитарной подготовкой, которая должна осуществляться интенсивными методами в рамках стандартной образовательной программы.
Психолого-педагогические основы конструирования перспективных педагогических технологий базируются на интегративных знаниях различных разделов педагогики и психологии.
Будущим специалистам необходимо продуктивно овладеть основами дидактики (средней и высшей школы), педагогической и возрастной психологии, современной коммуникативистики, теории воспитания и социализации, ориентироваться в других областях психолого-педагогического знания (педагогического конструирования, управления школой, психологии общения). Спецификой этой части подготовки новых специалистов является необходимость преподавания этих дисциплин не в логике педагогического образования, а в логике образования инженерного, трансформируя и интегрируя знания указанных областей для продуктивного решения задач построения новых информационных технологий.
В процессе психолого-педагогической подготовки нового класса инженеров, кроме их овладения понятийным аппаратом психолого-педагогической науки, необходимо развивать у них осознание приоритета целей и задач образовательной деятельности, перед решениями инженерно-технического плана, с позиции "не навреди" - здоровью, развитию, становлению личности подрастающих поколений, которые еще не осознают в полной мере всех сложных аспектов взаимодействия с реальным и виртуальным миром. Важным качеством новых специалистов, которое должно формироваться в процессе профессиональной подготовки, является умение работать в одной команде с педагогами, принимая совместные цели и работая на их достижение, осуществляя творческий поиск, находя вариативные подходы, участвуя в педагогическом эксперименте и адаптации информационных технологий для конкретных категорий учащихся.
В подготовке специалистов по информационным технологиям, кроме качественной психолого-педагогической подготовки, необходимо решать также целый ряд задач, связанных с развитием их общей культуры, коммуникативной компетентности, что является важным фактором успешной профессионализации, предстоящего включения в коллективы специалистов с гуманитарным образованием.
Кроме того, удержать специалиста по информационным технологиям в образовательном учреждении, на наш взгляд, можно только в том случае, если он будет привлечен к учебному процессу в качестве педагога, и у него появятся конкретные перспективы научного роста (аспирантура, доцентура и т.п.).
Решить поставленные задачи в процессе подготовки специалистов по "Информационным технологиям в образовании" можно, если перед вузами будет более точно поставлена задача педагогического эксперимента и очерчена права по модернизации учебных планов для отработки нового содержания ГОС ВПО по обсуждаемой специальности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий