Облако тегов:

2е блюдо (1) альбом (14) анимация (1) биссероплетение (10) блокнот (3) браузер (2) бумага (13) видео (1) вирус (1) витражи (1) выпечка (1) вязание (43) гадание (3) глина (1) декор (2) делаем (4) диски (2) е-версии (1) журналы/газеты (1) закон РФ (2) запуск (1) зубочистки (1) интересно (1) картинки (1) квиллинг (4) квилтинг (4) классно (13) команды (1) композиция (1) конвертор (2) коробочка (17) кружево (1) крючок (7) кукла (3) кулинария (1) кусудама (3) лепим (1) литература (1) лого (1) манга (1) мультиварка (2) нитка (1) новый год (2) носки (17) обучение (1) оптимизация (1) оригами (2) основы (4) открытка (13) папье-маше (1) ПД (2) пейзаж (1) переплет (2) перплет (2) платье (1) плетение (1) ПО (4) поделка (7) поделки (5) принтер (1) программирование (3) Р/м (1) рельеф (1) салаты (1) сингл (1) скачать (2) скорость интернета (1) спицехранилище (1) ссылки (1) сумка (7) тапочки (10) терминал (2) хлеб (1) холодный фарфор (2) цветок (2) цветы (7) шитьё (5) шрифт (1) шрифты (1) шьем (2) эволюция (1) autoit (1) bat (1) BellyDance (1) CD (4) scrapbooking (48) ubuntu (5) unix (1) windows (1)

1 марта 2015 г.

Т.Н.Носкова. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(c) Т.Н.Носкова. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Коммуникация является основным средством образовательной деятельности, с ее помощью в обучении решаются задачи социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. От организации образовательного взаимодействия во многом зависит успешность обучения и воспитания. В процессе обучения общение обеспечивает реальный психологический контакт, формирует положительную мотивацию, способствует формированию познавательной направленности, преодолению психологических барьеров, становлению межличностных отношений. С целью развития личности через общение формируются специальные ситуации, позволяющие стимулировать самообразование и самовоспитание, преодолевается негативное влияние социально-психологических факторов, сдерживающих развитие, создается возможность для выявления и учета индивидуальных особенностей учащихся, осуществляется социально-психологическая коррекция качеств личности.
Общение, как известно, не ограничено только коммуникативной стороной. В процессе общения происходит не только передача, но и обмен информацией, влияние личностей друг на друга, кодирование и декодирование информации, преодоление определенных коммуникативных барьеров, связанных с наиболее уязвимыми объективными и субъективными аспектами взаимодействия. Известно, что в общении можно выделить перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты. Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику компонентов, которые связаны свзаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В традиционном обучении основной формой образовательной коммуникации, в которой осуществляется взаимодействие в аудитории, является устноречевая. В ней проявляются не только вербальные, но и невербальные аспекты коммуникации - пара- и экстралингвистические особенности речи, мимика и пантомимика, контакт глаз, жесты,организация пространства и времени коммуникативного процесса, позы и походка – все это дает важную информацию в процессе непосредственного межличностного взаимодействия. В классическом педагогическом общении («лицом к лицу») коммуникативная задача выступает как производная по отношению к педагогической задаче, так как вытекает из последней и определяется ею. В отличие от педагогической задачи, которая планируется педагогом заранее, коммуникативное решение педагогической задачи является вариативным, в зависимости от ситуации взаимодействия.


При пользовании информационных технологий образовательная коммуникация реализуются с помощью электронных информационных средств, технических каналов. Поэтому многие из «тонких» аспектов непосредственного общения субъектов остаются за рамками взаимодействия, общение по техническим каналам редуцируется к передаче информации с помощью вербальных и знаковых средств. Затруднена передача эмоциональных состояний, обмен чувствами, размышлениями субъектов, поиска ответов на сложные вопросы, затруднено формирование межличностных отношений. Вместе с тем следует понимать, что общение по техническим каналам это новый профессиональный инструмент педагогов, который необходимо осваивать, осознавая его достоинства и недостатки, чтобы научиться эффективно и грамотно его использовать (1).


В информационных технологиях возникает новая проблема- проектирование и реализация образовательной коммуникации с использованием различных технико-аппаратных средств. Для эффективного функционирования новых технологий необходимо решить целый комплекс задач, связанных с организацией коммуникации в новых технологических условиях, научиться проектировать эффективную образовательную коммуникацию в различных видах информационных технологий обучения (2).

Образовательная коммуникация здесь рассматривается как специфическая форма взаимодействия субъектов образовательной деятельности (педагогов, обучающихся) по передаче и усвоению социального опыта, осуществляемая при помощи языка и других знаковых систем. Используя деятельностный подход, рассматриваем коммуникацию как процесс обмена мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения, а также организацию совместной деятельности участников коммуникации (субъектов образовательной деятельности), в ходе которого вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними. Основной целью данной коммуникации является передача социального опыта ипреобразование развивающейся личности обучающихся в образовательном взаимодействии


В построении модели взаимодействия, реализуемого на базе информационных технологий, предлагается выделить два базовых класса задач, решаемых с помощью образовательной коммуникации. Один класс - связан с первоначальной передачей социального опыта от педагогов обучающимся в формировании знаний, умений и навыков, воздействии на становление ценностных позиций. Второй класс задач связан с реализацией образовательного взаимодействия педагога и обучающихся на тех этапах обучения, когда сами обучающиеся становятся «источниками» усвоенных знаний, что позволяет организовать «обратный» поток социальной информации от субъекта к педагогу в процессе закрепления, коррекции, углубления осваиваемого опыта.


В соответствии с предложенной моделью можно выделить два основных типа электронной образовательной коммуникации в информационных технологиях. Один из них - реализация электронной образовательной коммуникации осуществляемой при взаимодействии субъекта учебной деятельности с текстами культуры (здесь используем расширительное понятие текста как способа фиксации социальной информации в форме различных конвенциональных знаков). Другой тип электронной коммуникации в информационных технологиях - реализация межличностной коммуникации субъектов образовательной деятельности (педагогов, обучающихся) по информационно-техническим каналам.


Общим для выделенных типов электронной коммуникации в информационных технологиях является зависимость образовательного взаимодействия от лингвистических особенностей передачи информации.


По лингвистическим особенностям в электронной образовательной коммуникации можно выделить письменную, устноречевую (аудиальную), аудиовизуальную формы передачи информации.

Электронные письменные тексты, гипертексты широко используются в построении электронных изданий и сетевых ресурсов, обучающих компьютерных программ, тренингов умений и навыков, в целом ряде телекоммуникационных технологий (электронная почта, телеконференции, форумы и пр.). Письменное слово отличается четкостью, сжатостью научных формулировок, концентрированной передачей информации в строгой логической понятийной форме. Информация описательного свойства в письменном тексте дозирована, выверена, формализована. В обучающих текстах естественнонаучных дисциплин широкоиспользуется табличная, графическая, схематизированная форма представления информации, записи формул, математические модели и т.п. В гуманитарной области письменные тексты часто сопровождаются рисунками, фотографиями, схемами и пр. Письменная форма передачи информации позволяет сжатом, абстрактном виде передавать понятийные и концептуальные знания, информацию высоком уровне обобщения.


Информация в устноречевой форме (аудиальная) используется в построении образовательных радиопередач, обучающих языковых программ, в музыкальном образовании, в информационных технологиях для субъектов с нарушениями слуха, в мультимедиа-приложениях к гипертекстовым программам, а также в ряде телекоммуникаций. Устная форма передачи информации позволяет разворачивать сообщение во времени, конкретизировать и развивать понятийную информацию письменных текстов. В этой форме сообщений появляться возможность интонирования, переключения внимания реципиентов, создания благоприятного эмоционального фона восприятия учебных сообщений. В процессе устного изложения могут стимулироваться мотивационные установки обучаемых, регулироваться темп познавательной деятельности, возникают возможности психологического воздействия на субъекта


Аудиовизуальная информация составляет основу технологий учебного кино, телевидения, видео. Она используется в мультимедиа-технологиях и мультимедиа-приложениях к электронным текстам. В интернет-технологиях аудиовизуальные потоки являются основой потокового видео, видеоконференцсвязи и т.п. Аудиовизуальный язык позволяет в определенной мере компенсировать недостатки вербального обучения, усиливая конкретно-чувственный этап формирования знаний. Наглядные динамические модели явлений недоступных непосредственному восприятию помогают глубже понять сущность изучаемых явлений, реализовывать виртуальные виды лабораторных, практических занятий. Эмоциональная выразительность аудиовизуальных сообщений, обусловленная использованием выразительных средств экранного искусства, позволяет обогатить слово образностью экранных сообщений, включающих многослойные изображения и звуковую палитру аудиовизуальной информации. При этом создаются благоприятные условия формирования чувственных представлений, эстетического восприятия, стимулирования образного мышления, воображения, ассоциаций.

Семантические системы, функционирующие в обществе, конвенциональные знаки, информационные модели должны найти адекватное отражение в создании информационного продукта образовательныхтехнологий. Наряду с задачами методически грамотного изложения предметного содержания, организации приемов эффективного самостоятельного овладения субъектом способами действий с ним, в построении современных информационных технологий необходимо научиться грамотно строить эффективную электронную образовательную коммуникацию. Коммуникативное проектирование информационных технологий обучения необходимо осуществлять с учетом лингвистических и технологических особенностей каналов коммуникации.


Очевидно, что информационный продукт в текстовой форме (печатной или электронной) строится по законам «книжной» коммуникации. Телевизионные или видео- сообщения во многом основаны на закономерностях используемых в электронных СМИ, где основной информационной несущей является экранный коммуникатор (1). Эта коммуникационная форма во многом близка к речевым воздействиям в классическом общении «лицом к лицу». В компьютерных мультимедиа-технологиях постепенно формируется новый синтетический язык, основанный на выразительных средствах компьютерной анимации. Поэтому разработчикам новых технологий предстоит овладеть языками различных технологических средств в создании обучающих программ (2).


Общим в построении различных типов электронной образовательной коммуникации является необходимость учета особенностей используемых технических каналов – их пропускной способности, быстродействия, стабильности в эксплуатации и т.п. Очевидно, что технические каналы коммуникации открывают новые возможности в образовательной коммуникации, но вместе с тем вводят ряд ограничений. Новые возможности связаны с организацией удаленного взаимодействия субъектов образовательного процесса не только в режиме асинхронного взаимодействия, отсрочено ( off - line ), как это происходит в корреспондентском (заочном) обучении, но и в режиме текущего времени ( on - line ), в синхронной коммуникации. В то же время любой технический канал передачи информации сужает диапазон эффективно решаемых коммуникативных задач, налагает определенные ограничения, заставляют учитывать технологические требования. С педагогических позиций следует учитывать, что взаимодействие, опосредованное техникой, вводит дополнительные психологические барьеры восприятия, затормаживает речевую активность коммуникантов, заставляет придерживаться новых правил своеобразного этикета (телефонных разговоров, net -этикет сетевого общения) и пр.

Возьмем в качестве базовой классическую учебную коммуникацию "лицом к лицу", считая что в ней реализуется настоящее общение.


С этой позиции можно следующим образом оценить условия педагогического взаимодействия, общения в различных каналах коммуникации.


Каналы коммуникации с высокой пропускной способностью позволяют передавать аудиовизуальную (звукозрительную) информацию. Это технологии видеоконференцсвязи и др. В таких условиях коммуниканты могут не только обмениваться информацией, но и перцептивно воспринимать партнера по общению, вступать с ним в диалогическое взаимодействие. Высокая выразительность устной речи с индивидуальным интонированием, тембральной окраской, паралингвистическими особенностями, также как и жесты, мимика и пантомимика создают индивидуальность, неповторимость, особый колорит общения с перцептивным восприятием партнера. Таким образом, каналы коммуникации, в которых осуществляется перцепция партнера по общению и взаимодействие в режиме реального времени, позволяют обеспечивать хорошие условия педагогического общения.


Каналы коммуникации с невысокой пропускной способностью позволяют передавать информацию в устной речи (голосовая почта, интернет-телефон и пр.). Здесь сохраняются тембрально-интонационные особенности произношения, эмоциональное отношение к сказанному как элемент перцепции. Особенности речеизъявления есть индивидуальный инструмент профессиональной деятельности педагога, владея которым он может решать широкий круг образовательных задач, оперативно вводя текущие изменения, в соответствии с возникающими условиями, импровизируя, реализуя свой творческий потенциал, вводя изменения, находя оптимальные решения и т.п. Поэтому каналы коммуникации, в которых осуществляется частичная перцепция партнера по общению, обеспечивают удовлетворительные условия педагогического взаимодействия, общения.


Каналы коммуникации с низкой пропускной способностью позволяют передавать информацию только с помощью письменной речи. В них для выражения эмоционального состояния могут, использоваться иконические знаки, что позволяет в некоторой степени осуществлять перцепцию партнера по общению, но лишь при сформированных умениях партнеров взаимодействовать с использованием этих технических средств. Очевидно, что такие каналы позволяют осуществлять образовательную коммуникацию, но не общение партнеров.

Общими закономерностями образовательной коммуникации по техническим каналам является тот факт, что она становится сжатой, лаконичной, в большей степени направленной на решение задач овладения субъектом предметным содержанием, коррекции его знаний,формированием умений и навыков. Технические каналы редуцируют общение к коммуникации, регламентируют речевые формы взаимодействия, делая это процесс более стандартизованным, менее зависимым от индивидуальных особенностей педагога. В технико-опосредованной образовательной коммуникации труднее актуализировать высокий профессиональный и жизненный опыт педагога, создавать условия доверительного общения. В этом проявляется технократические черты образовательного взаимодействия по техническим каналам.


Одной из наиболее сложных задач коммуникации в информационных технологиях обучения является организация обратной связи педагога и обучающихся.


Интернет-среда предоставляет принципиально новые возможности коммуникации в обучении и включает в себя ярко выраженные обрат ные связи как основную компоненту управления. Они могут быть организованы с помощью таких сервисов Интернета как электронная почта, средства обмена электронными сообщениями IRC и ISQ , Web -серверов с организацией форумов, телеконференций и т.п. Наличие разных способов организации обратных связей значительно повышает эффективность использования коммуникационного средства взаимодействия и возможности педагогов реагировать на со бытия, происходящие в среде обучения, тем самым повышая их эффективность.


С целью грамотного методического использования потенциала новой информационно-образовательной среды, необходимо выявить эффективные педагогические стратегии, классы задач, решаемые с использованием интернет-сервисов, новые возможности и ограничения этих технологических подходов.


Отсроченная обратная связь в режиме off - line. Электронная почта, телеконференции, форумы замедленного действия и другие интернет-технологии могут быть эффективно использованы для реализации отсроченной обратной связи. Признаком является наличие временного перерыва между запросом и получением информации. Очевидно, что достоинством интернет-технологий в отсроченной коммуникации является ускорение информационного обмена, что позволяет делать такую обратную связь более регулярной, систематичной, оперативной.

Классы образовательных задач, которые могут контролироваться педагогом в отсроченном режиме взаимодействия, связаны с использованием развернутой письменной формы речи. В этих технологиях субъект получает достаточное время для обдумывания, формулирования письменного высказывания, имеет возможность пользоваться разнообразной литературой, консультироваться с коллегами по обучению, грамотно оформить сообщение с использованием наглядных, графических компьютерных средств.


Указанные выше особенности отсроченной коммуникации определяют эффективно реализуемый класс образовательных задач. Это рубежный контроль знаний, временные рамки которого могут раздвигаться от одной до нескольких недель, оценка продуктивных уровней овладения предметным содержанием. Такой контроль осуществляется, например, по результатам выполнения студентами расчетно-графических, курсовых работ, проектов. По их результатам педагог может оценивать развитие профессионального мышления, сформированность определенных умений и навыков обучающихся по использованию полученных знаний.


Телеконференции, форумы - сетевые аналоги аудиторных семинаров, но реализуемые в форме письменных высказываний, позволяют осуществлять мониторинг овладения студентами понятийным аппаратом изучаемой науки, умениями в письменной форме речи аргументировано выражать свои позиции по обсуждаемому вопросу.


В классическом обучении отсроченная ОС осуществляется преимущественно в индивидуальном плане, в Интернет-среде возможно реализовать и коллективные формы таких связей, например, в телеконференциях, форумах. Принципиально новым в сетевом взаимодействии является возможность удаленного контроля за ходом образовательной деятельности на основе сетевых ресурсов, электронных пособий. По log -файлам Web -сервера педагог может узнавать, когда и сколько времени работал студент с предметным содержанием. Кроме того, в построении электронных пособий могут быть реализованы возможности протоколирования образа навигации субъекта обучающегося с информационным ресурсом. Такого рода материалы позволяют анализировать особенности учебной деятельности, когнитивного стиля субъекта, что позволяет повысить качество ОС в обучении.


Письменная речь недостаточно используется в традиционном обучении, поэтому отсроченная телекоммуникационная ОС может эффективно дополнять традиционные способы, расширяя их спектр. Использование письменной коммуникации заставляет субъектов обучающихся обращать внимание на необходимость совершенствования стиля речи, повышение грамотности и т.п.

Оперативная обратная связь в режиме on-line. В режиме текущего времени обратную связь с обучающимися преподаватель может организовать с помощью таких интернет-технологий как IRC (разговорные комнаты), ISQ , м essenger , средств передачи голоса по каналам связи Интернет, предоставляющих услуги телефонии, факс-службы, программных средств проведения видео- и аудиоконференций. Общим признаком этих технологий является то, что информация по запросу возвращается немедленно, имеет интерактивный характер. Особенностью этих форм телекоммуникационного взаимодействия является возможность использования письменной и устной форм речи.


Достоинства этих телекоммуникационных видов ОС связаны с возможностью осуществления удаленного наблюдения за активностью, речеповедением обучающихся в сетевых формах взаимодействия, позволяющих в определенной мере судить о внутренних психологических установках, мотивах к учению, осуществлять оперативный контроль и коррекцию знаний.


Однако в решении этих задач возникают сложности коммуникативного и технологического планов. Специфика опосредованного техникой речевого поведения заключена в краткости, лаконичности оперативного ведения диалога. Интенсификация речевой деятельности - сжатость высказываний, быстрота реакции – отличают этот вид коммуникации по сравнению с общением «лицом к лицу», требует от партнеров по общению использования особых речевых протоколов, более формализованного взаимодействия. Возникают трудности взаимной перцепции в общении виртуальных партнеров по каналам связи, что затрудняет осуществление образовательной коммуникации.


Технологические сложности использования письменных форм коммуникации в режиме реального времени обусловлены высокими требованиями к подготовленности субъекта - свободного владения технологическими средствами (компьютерная скоропись, использование знаковых средств выражения эмоций). Более эффективной в реализации обратной связи является использование устной формы речи, но и здесь требуется специальная методическая подготовленность педагога к эффективной коммуникации.


Таким образом, классы задач по управлению обучением удаленных учащихся в режиме текущего времени в Интернет-технологиях подобны тем задачам, которые решает педагог с помощью обратных связей в аудиторной деятельности. Но если в аудиторном обучении можно управлять целой группой, то в Интернет-среде в режиме реального времени более эффективной становится индивидуальная коммуникация.

Можно сделать вывод, что сервисы новой среды повышают возможности педагогов в управлении ходом обучения. Расширяется спектр обратных связей, оперативность их осуществления, появляются новые возможности взаимодействия с удаленными обучающимися, реализации групповых и индивидуальных форм взаимодействия, мониторинга систематичности и своевременности деятельности учащихся с электронным ресурсом, его образа когнитивной навигации.

Литература

1. Бордовский Г.А., Макогоненко Л.С., Носкова Т.Н . Аудиовизуальные информационные технологии в учебной коммуникации// Образование и культура Северо-Запада России/ Вестник СЗО РАО, вып.2.-СПб.,1997.

2. Носкова Т.Н. Психолого-педагогические подходы построения субъектно-ориентированного электронного учебника // Учебник третьего тысячелетия. Материалы Ш Международной научно-практической конференции, СПб., СПбГПУ,2003.

Комментариев нет:

Отправить комментарий