Облако тегов:

2е блюдо (1) альбом (14) анимация (1) биссероплетение (10) блокнот (3) браузер (2) бумага (13) видео (1) вирус (1) витражи (1) выпечка (1) вязание (43) гадание (3) глина (1) декор (2) делаем (4) диски (2) е-версии (1) журналы/газеты (1) закон РФ (2) запуск (1) зубочистки (1) интересно (1) картинки (1) квиллинг (4) квилтинг (4) классно (13) команды (1) композиция (1) конвертор (2) коробочка (17) кружево (1) крючок (7) кукла (3) кулинария (1) кусудама (3) лепим (1) литература (1) лого (1) манга (1) мультиварка (2) нитка (1) новый год (2) носки (17) обучение (1) оптимизация (1) оригами (2) основы (4) открытка (13) папье-маше (1) ПД (2) пейзаж (1) переплет (2) перплет (2) платье (1) плетение (1) ПО (4) поделка (7) поделки (5) принтер (1) программирование (3) Р/м (1) рельеф (1) салаты (1) сингл (1) скачать (2) скорость интернета (1) спицехранилище (1) ссылки (1) сумка (7) тапочки (10) терминал (2) хлеб (1) холодный фарфор (2) цветок (2) цветы (7) шитьё (5) шрифт (1) шрифты (1) шьем (2) эволюция (1) autoit (1) bat (1) BellyDance (1) CD (4) scrapbooking (48) ubuntu (5) unix (1) windows (1)

1 марта 2015 г.

Т.П.Малькова. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(c) Т.П.Малькова. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Одной из глобальных проблем современности по праву считается проблема построения постиндустриального общества, движения к информационной стадии развития путем преодоления экономики «дымных труб», характерной для индустриализма. Человек столкнулся с реалиями нового информационного мира. Возникла проблема адаптации к инфосфере, формируемой в ходе компьютерной революции. Изменения социума сделали насущной проблему совершенствования системы образования.

Информатизация – сложный, порой парадоксальный процесс. Дж. Несбитт обратил внимание на один из существенных парадоксов современного развития: «Нас захлестывает информация, но мы испытываем голод в знаниях». На протяжении XX в. объем научной информации увеличился в 10 раз. Компьютеры и средства телекоммуникации, предназначенные укрощать информационную лавину, в конечном счете усиливают ее. В ХХ1 веке возникла проблема спама (информационного «мусора»). Избыточная и некачественная информация затрудняет принятие решений, растет физическое и психическое напряжение, с одной стороны, а с другой – наблюдается феномен «интеллектуальной гиподинамии».

Процесс компьютеризации в России обнаружил высокие темпы приобщения к новейшим информационным технологиям (количество пользователей Интернета только в 2003 г . увеличилось с 8,7 до 13,1 млн. человек). Одновременно проявилась низкая грамотность населения и так называемая «функциональная» неграмотность, не способность осмыслить потоки получаемой информации, превратить их в знания. Отсутствие материально-технической базы, слабая компьютерная подготовка многих социальных слоев, разрыв между элитарным и общедоступным образованием ставит проблему совершенствования системы образования, без чего невозможно вхождение в информационное общество, альтернативы которому нет.

Развитие новых технологий всегда приводило к социальным изменениям, перераспределению занятости населения в сферах материально-технического и духовного производства, в сфере обслуживания и индустрии досуга, рекламы, информации, к исчезновению многих профессий, деквалификации и дегуманизации труда. Оправдались прогнозы, согласно которым к концу второго тысячелетия до 90 % трудоспособного населения развитых стран будет занято в сфере информации. В постиндустриальном обществе ведущая роль принадлежит сфере услуг, науке и образованию, при этом образовательные - стоят на одном из первых мест в перечне услуг. Людям, живущим в постиндустриальную эпоху, необходима специальная компьютерная грамотность, ибо самыми конкурентоспособными странами будут те, которые вкладывают средства в образование.


В развитых странах появилось новое компьютерное поколение, которое Е. Масуда, по аналогии с компьютерами, назвал пятым поколением. Обладая компьютерной грамотностью, учащиеся, согласно наблюдениям, в состоянии «прочитывать» в день до 8 книг по 300 страниц каждая. Компьютер по определенным программам выбирает, уплотняет информацию, выводит ее в удобной для восприятия графической или звуковой форме. Эта молодежь в ближайшем будущем сделает гигантский рывок и существенно оторвется в интеллектуально-образовательной сфере от своих сверстников, проживающих в отстающих в области информатизации странах. Большинство экспертов отмечают, что экономические успехи Японии неразрывно связаны с эффективностью ее начальной школы. Японцы имеют самую большую долю специалистов с ученой степенью по сравнению с любой другой страной мира. Например, в США этот показатель в 2,5 раза ниже.

В корне меняются содержание, формы и методы образования. Оно нацелено на всестороннее развитие самобытных индивидуальностей, способных к творческому мышлению, эффективному решению бесчисленных головоломок, преподносимых жизнью, адаптации к быстро меняющимся условиям труда и быта. Обучение становится непрерывным, соединяет логическое и образное мышление. Распространение средств мультимедиа, дистанционного образования многократно повышают эффективность усвоения знаний, активизируют обучающихся. В развитых странах формируются адекватные этим социальным реалиям системы образования, учитываются новые урбанизационные процессы. Строятся «электронные коттеджи», проектируются «электронные города». Новые технологии позволяют осуществлять производственную деятельность, не выходя из дома, однако растет социальная изоляция индивидов. Одна треть зарегистрированных в США фирм основана на широком использовании надомного труда. Домашний терминал позволяет просматривать газеты, появляется доступ к необходимым книгам, публичным архивам. Библиотека из 30 оптических дисков заменяет 100 тыс. книг. Прагматики позитивно оценивают эффекты информационных технологий. Дж. Мартин отмечает, что информатизация существенно меняет качество жизни. Важнейшим следствием технологической революции становится компрессия (сжатие) временных и пространственных дистанций, сокращение сроков и расстояний, ускорение коммуникаций между людьми. Человек включается в новый «виртуальный мир» и должен понимать тенденции виртуализации социальных процессов, менять стереотипы мышления и сознания. Именно образование способствует формированию «информационного» сознания. От овладения знаниями зависит дальнейший прогресс человечества, его выживаемость. Престиж образования поднялся на небывалую ранее высоту. Изменение в значении знаний обеспечило неизбежность и доминирующую роль информатизации.


Увеличивается информационная емкость общественных процессов. Например, «компьютирование» по сравнению с книгопечатанием повысило информационную емкость в миллиарды раз, давая огромный простор прогрессивному движению общества. Информационные технологии устойчиво занимают первые строчки в мировом финансовом обороте развитых стран, начиная с середины 90-х годов, опережая автомобильный или нефтяной бизнес. Английский ученый Т. Стоуньер, так же, как Д. Белл и А. Тоффлер, придают большое значение особой роли знаний (информационных ресурсов), считают, что в постиндустриальном обществе они – самый большой потенциальный источник процветания.


Информатизация как социокультурный процесс характеризуется изменением требований к человеку, его мышлению, культуре. Поменяв традиционную «среду обитания», создав инфосферу, человечество столкнулось с виртуализацией капитала, связей, институтов, предприятий («виртуальные корпорации»), с электронным бизнесом, медиа-процессами выборов, развлечений и т.п. Формируется и принципиально новая модель мира. Все более густая компьютерная сеть опутает не только планету, но и человеческие головы.

Заметными становятся изменения мыслительной деятельности, ментальности, рациональности, социальной памяти. Получает развитие визуальное мышление как особый вид синтетического мышления, оно имеет явно выраженный наглядный характер. Важно понять тенденции изменения взаимосвязи и взаимодействия визуального, аудиального, тактильного элементов познавательных образов и создать более общуюконцепцию системного обучения. Очевидно, что в учебных заведениях в целях формирования визуальной культуры следует вводить факультативы по изобразительному искусству и геометрическому проектированию.


Внедрение антропокомпьютерных систем ставит вопрос о соотношении рационального, дискурсивного, эмоционального, интуитивного в познании, меняет исторически выработанные и глубоко внедренные в сознание детерминанты познавательной и научной деятельности. Новый тип познания и картина мира должны соответствовать друг другу. Специального исследования требуют когнитивные аспекты компьютеризации, создающей возможности для резкого повышения уровня умственной деятельности.


Сеть изменила и коммуникативный процесс, его скорость и качество. Появилась не только электронная почта, но и система общения больших групп людей – «компьютерная конференция» (форумы). Самая большая компьютерная конференция – USENET – объединяет сотни тысяч людей по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений или газету, группирующую информацию по темам, разделам. Задавая список интересующих тем, пользователь получает необходимые сообщения, обменивается мнением. Программы, обслуживающие конференцию, постоянно совершенствуются.


Интернет охватывает сотни миллионов абонентов в различных странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7–10 %. Наряду с государственным финансированием идет активная «коммерциализация» сети. Помимо электронной почты, можно получать сетевые новости, пользоваться адресной книгой, факс-сервисом, электронными переводчиками. Поисковые системы позволяют найти любые материалы к докладам, рефератам, дипломам, диссертациям.


Распространение информационных технологий должно сопровождаться развитием гуманистических ценностей, призванных компенсировать безличную сущность технологии; усиливается роль межличностного общения, в том числе невербальных компонентов общения – экстралингвистики, такесики, проксемики, кинесики и проч. В информационном мире человеку придется культивировать человеческое, стремиться к взаимопониманию, взаимоузнаванию, формировать новую модель цивилизации. Дружественный «интерфейс» компьютера способствует толерантности.

Радикально меняется культура общества. Человечество, пройдя этапы «дописьменной» и «книжной» культуры, окунулось в «экранную» культуру. Мы стали свидетелями изменения культурного кода цивилизации. В появившемся компьютере ученые видят итог эволюции книгии того культурного кода, который держался на линейном способе письма. Одно из важнейших достижений – наличие дисплея, «экранной страницы». Экранный код использует «живой» способ функционирования, благодаря возможностям «компьютерной страницы». Осуществляется диалогово-полилоговый режим чтения. «Мягкий» текст компьютера формирует мягкие, взаимодополняющие связи между параметрами кода. Знаковость кода (слово, модель, символ, анимация) на экране реализуются по-новому, давая простор творческой деятельности в поисках знака-изображения, знака-«самоизображения», в котором чувственное и рациональное, понятийное и наглядное синтезированы.


«Экранная культура» предъявляет новые требования к системе образования. Отсутствие внимания к последней может обернуться культурным отчуждением и дезориентацией, снижением культурного уровня населения, что чревато наиболее непредсказуемыми и опасными последствиями для общества. Следует отказаться от сложившихся технократических стереотипов, развивать культурно-исторические и гуманистические традиции.

В 70-е годы Россия практически пропустила первую информационную революцию, не освоив промышленного производства цифровых АТС и оптико-волоконного кабеля, по степени развития средств связи отстала от западных стран на 15–20 лет. Наша страна по уровню развития телекоммуникационных систем в конце 90-х годов занимала 42-е место в мире, уступая многим развивающимся странам. В рейтинге стран по удельному весу в мировом компьютерном парке на 1995 г . Россия находилась на 16-м месте, а по количеству компьютеров на душу населения на 37-м. При этом из 10 млн. компьютеров, эксплуатируемых в 1995 г . 2 млн. находилось в личном пользовании. Условный уровень интернетизации составлял 1,7 % против 25 % в европейских странах. По прогнозу Министерства связи к 2007 г . в России будет 32 млн. компьютеров, а уровень интернетизации составит 18 %. Тем не менее, прогноз выглядит неудовлетворительно. Так, например, один компьютер приходится: в США – на 1,5 человека; в Канаде, Дании, Финляндии, Швеции – на 1,8; в Германии – на 3; в России – на 13 человек. Среди школьников этот показатель еще хуже – один ПК приходится на 81 ученика, в столице – на 31 школьника. Наилучшие показатели в Центральном административном округе Москвы – один компьютер на 20 человек. К Интернету подключена только каждая третья отечественная школа (в столице – 75 %). В некоторых регионах ( в частности, на Чукотке) выход в сеть не имеет ни одно учебное заведение. В США «паутина» доступна для 89 % школ и 100 % колледжей и университетов. При всех школьныхбиблиотеках есть интернет-классы. Американские учащиеся пользуются Сетью чаще, чем книгами или другой печатной продукцией. Всего в мире насчитывается 1 млрд. пользователей. В Германии государство обеспечивает учителям и преподавателям бесплатный выход в Интернет. В Швеции 40 % преподавателей дают ученикам компьютерные знания; 100 % выпускников школ свободно чувствуют себя в «паутине». Во Франции введена новая услуга для студентов – ноутбук в кредит всего за один евро. По просьбе министра образования банки дают «компьютерные» ссуды на очень выгодных условиях – до трех тысяч евро на три года. Отдавать нужно 1 евро в день. Потенциальными заемщиками могут стать 2,5 миллиона студентов. В настоящее время 56 % европейцев все реже смотрят телевизор, узнавая новости из Интернета. В Японии на развитие национальной Сети выделяется из бюджета 2,8 млрд. долларов. Каждый житель страны в возрасте старше 20 лет может получить ваучер на 56 долларов. Эта сумма компенсирует половину стоимости курсов по освоению Интернета. В проекте задействовано 30 млн. именных чеков. Как показывает статистика, использование информационных технологий и Интернета в учебных заведениях России весьма ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. На 100 российских студентов приходится всего шесть компьютеров. Кроме того, необходимо знание английского языка, обучение которому традиционно недостаточно в российских общеобразовательных заведениях. Дистанционное обучение школьников и студентов находится в начальном состоянии.


Широкому распространению Интернет-технологий в российской школе мешают устаревшая и слабая материальная база информатизации, отсутствие в русско-язычном Интернете учебной информации, встраиваемой в учебный процесс, неподготовленность преподавателей к использованию информационных технологий. Новые технологии требует создания электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности, переподготовки учительских кадров. В настоящее время около 25 % из них имеют начальный (ознакомительный) уровень подготовки в области информатики.

Степень информатизации учебной и научной деятельности в абсолютном большинстве российских вузов также низка. К основным «вузовским» задачам, которые необходимо решить в ближайшее время, относятся: создание учебных программ и электронных библиотек, развитие дистанционного обучения, модернизация и развитие существующейсетевой инфраструктуры, увеличение пропускной способности используемых каналов.


Глубокие изменения в общественной жизни России обусловили необходимость безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования, создания в стране единой образовательной информационной среды, формирования особого класса интеллектуалов, способного вырабатывать и транслировать новейшие знания обучающимся поколениям, обеспечение преподавателям достойной заработной платы и уровня жизни.


Важнейшим условием подъема экономики и возрождения России является обновление образования на базе новых информационных технологий. Без них невозможно повысить качество образования и поддерживать его на уровне современных требований. В настоящий момент образование является наиболее важной сферой, в которой может быть осуществлен стратегический прорыв России. В 2001 г. государством принята федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 годы». Данная программа призвана помочь России создать основы информационного общества, обеспечить интеграцию страны в глобальную коммуникационную инфраструктуру, чтобы страна не оказалась перед «информационным занавесом». Более того, Россия, не обремененная постиндустриальной моделью, имеет исторический шанс не только гармонично войти в новую цивилизацию, но и стать лидером этого процесса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий